Александр Невский

Школа, чиновники v.s. общественность



Накануне Дня знаний "Взгляд Инфо" опросил общественность и чиновников от образования:
Действительно ли велик разрыв в уровне подготовки в обычных микрорайонных школах и самых популярных гимназиях и лицеях Саратова? Как связаны "раскрученность" школы и показатели качественного образования?
Куда бы сегодня отдали своего ребенка те, кто так или иначе имеет отношение к парте и учебникам?


Вопросы и сами по себе интересные, и показали глубинную проблематику образования.
Как раз на это хочу обратить внимание. Дело в том, что мнение чиновников и мнение экспертов расходится радикально и по этим, и по ряду других вопросов. Этот тренд не регионального, а федерального масштаба.
Мы наглядно и научно увидели сию проблему в ходе беспрецедентного по масштабам опроса АКСИО-6.
Кратко посмотрим на что расставили акценты, чиновники и общественность:

Марина Епифанова, министр образования Саратовской области:

  1. Элитных школ нет, общественность ошибается.

  2. Разницы в уровне образования саратовских школ нет.

  3. Есть ФГОСы, которые позволяют формировать программы различного уровня сложности.

  4. Есть различия в профиле школ.

  5. Основной критерий выбора школы, территориальная закрепленность и шаговая доступность.

Ирина Архипова, председатель комитета по образованию администрации Саратова:

  1. Оценить школу хорошая она или плохая нельзя.

  2. Выбирать школу надо по территориальному признаку.

  3. Учителя надо выбирать по внешности.

  4. Выбирать надо не школу, а профильный класс.

  5. Не всегда оценки школ родителями правильны, т.к. родители не профессиональны.

От лица общественности:

Валерий Прозоров, завкафедрой общего литературоведения и журналистики ИФиЖ СГУ:


  1. Выбирать надо не школу, а педагога.

  2. Разрывы в образовании есть и всегда будут - это естественно.

  3. Разрывы связаны с стилем и опытом руководства, наличием опытных педагогов. С соответсвием образовательного уровня вызовам современной реальности, степени сопротивления чиновникам, поддержанию традиций, климату в педколлективе.

  4. Есть элитные школы.

  5. Молва - главная оценка, характеризующая директора, учителя и школу в целом.

  6. Лучшая школа - ФТЛ №1.


Николай Шустер, директор саратовской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей:

  1. Есть разница в уровне школ, есть сильные, есть слабые.

  2. Большая ответственность лежит на педколлективе.

  3. Учителя должны находить подход к ученикам и к родителям, и совместно решать вопросы.

  4. Лучшая школа ФТЛ №1.

  5. Взрослые не всегда правы в выборе школы для ребенка, т.к. ребенок не всегда способен осилить нагрузку.


Татьяна Загородняя, уполномоченный по правам ребенка:

  1. ФТЛ №1 лучшая школа, т.к. заставляют раскрепощать ум, думать нестандартно, ориентироваться на результат.

  2. Каждый родитель выбирает, то что считает лучшим.

  3. Главное человеческий фактор, т.е. педколлектив, а не шаговая доступность.


Дмитрий Трубецков, заведующий кафедрой электроники факультета нелинейных процессов СГУ, член-корреспондент РАН:

  1. Разрыв в качестве образования есть.

  2. Главная проблема - это ЕГЭ.

  3. В ЛПН и ФТЛ №1 детей учат думать, а не просто сдавать ЕГЭ.

  4. Все определяется педколлективом и связями с ВУЗами.

  5. Лучший лицей - это ЛИЕН и ЛТУ.

  6. Выбирать школу надо ориентируясь на "сарафанное радио".

Полный текст интервью здесь.
[Spoiler (click to open)]
Марина Епифанова, министр образования Саратовской области:

Разрывов в уровне образования нет

В Саратове есть образовательные учреждения, реализующие инновационные проекты и программы. Выбор данного учреждения образования обусловлен только индивидуальными способностями к изучению отдельных предметов. Среди таких школ можно назвать Лицей прикладных наук, Лицей математики и информатики, Лицей гуманитарных наук, Восточно-Европейский лицей и ряд других. Общественность ошибочно называет эти школы элитными, что в корне неверно, так как эти школы также осуществляют обучение по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования.

Разрывов в уровне образования среди саратовских образовательных учреждений нет. Обучение осуществляется на основании принятых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ и вариативность их содержания, а также возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников.

Если иметь в виду различия в профиле обучения, то одной из особенностей нового стандарта является профильный принцип образования. Для 10-11 классов госстандартом определены пять профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный.

Набор в образовательные организации осуществляется в соответствии с территорией проживания ребенка. Это правило регламентировано ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Таким образом, если бы возникла необходимость выбора образовательной организации, то он бы пал на ближайшую школу по месту жительства.

На мой взгляд, основным критерием при выборе школы для большинства родителей является все-таки территориальная закрепленность, шаговая доступность учреждения образования, наличие групп продленного дня или деятельность образовательной организации по модели "Школа полного дня", широкий спектр профильного обучения и дополнительного образования.


Ирина Архипова, председатель комитета по образованию администрации Саратова:

Универсально сказать, что эта школа хорошая, а эта чуть хуже, нельзя

– Любой рейтинг имеет оттенок субъективизма. Объективно оценить все критерии нельзя. Мое личное мнение – детей нужно отправлять в школу по месту жительства в своем микрорайоне, чтобы ребенок мог сам дойти до школы и сам вернуться домой. Это развивает самостоятельность, навыки общения с людьми, навыки безопасности жизнедеятельности.

Нужно идти к тому учителю, который схож темпераментом и характером с ребенком. Важно, чтобы ему нравился учитель чисто внешне, потому что на первом этапе дети оценивают именно это. И чтобы ребенок шел в школу с удовольствием.

А дальше на старших ступенях выбор зависит уже от наклонностей и желаний ребенка. Выбирать надо не по школе, а по профильному классу. Универсально сказать, что эта школа хорошая, а эта чуть хуже, нельзя. Это может не всегда соответствовать запросам и потребностям ребенка в будущем.

Но стоит отметить, что родители действительно сейчас стали больше интересоваться образованием своих детей, вникать в процесс образования – чему учат, как учат и кто учит. Много говорят о рейтингах, различных ТОПах, реагируют на вывески и рекламные акции. Не всегда оценки родителей являются правильными. Они не могут профессионально оценить. Хотя у нас, конечно, все знают – как лечить и как учить.




Валерий Прозоров, завкафедрой общего литературоведения и журналистики ИФиЖ СГУ:

Выбирать надо не школу, а педагога начальных классов

– В какую бы школу, гимназию или лицей вы отправили бы учиться своего ребенка сегодня? И почему? За ответом на этот вопрос я обратился к своей дочери, которая профессионально занимается дошкольным образованием в нашем городе и которая проблему выбора саратовской школы, гимназии или лицея родителями будущих первоклассников знает не понаслышке.

Ее совет вполне определенный: загодя выбирать надо не школу, а педагога начальных классов. Пристрастно расспрашивать родителей, самих ребят, прислушиваться к рекомендациям сведущих людей и так далее. Хороший педагог начальных классов – удивительно редких талантов человек.

Откровенно говоря, разрывы в уровне образования, которые дают саратовские школы, были и будут всегда, и это вполне естественно. Сказывались и сказываются разные стили и опыт руководства, по-разному проявляющиеся директорские амбиции, бесценные учительские индивидуальности. Большой смысл имеют и склонность к непоказной новизне, и степень сопротивления вечной казенщине, и добрые, умело поддерживаемые традиции, и ответственные взаимоотношения в педколлективах.

Конечно, в Саратове есть общеобразовательные учреждения, которые, условно говоря, считаются элитными. Во все времена главное СМИ – молва. Из уст в уста передаются добрые оценки, хорошие аттестации многим замечательным руководителям и педагогам, а благодаря им – и школам в целом.
Куда по-прежнему стремятся отдать своих детей родители в Саратове? Назову, исходя из только что обозначенных критериев, Физико-технический лицей, Лицей гуманитарных наук, Гуманитарно-экономический лицей, Свято-Покровскую православную классическую гимназию, гимназии № 2 и № 87, Лицей математики и информатики. Но быстрое перечисление – часто дело ненадежное: что-то очень важное и интересное может быть упущено.



Николай Шустер, директор саратовской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей:

Не всегда взрослые делают правильный выбор

Конечно, в Саратове далеко не однотонное поле общеобразовательных учреждений. Есть школы сильнее, есть слабее. Очень многое зависит от педагогического коллектива. Я считаю, что главную ответственность за образование ребенка несет педагогический коллектив. Есть государственный заказ, который надо выполнять. Но также учителям важно найти подход и к детям, и к родителям. Создать определенный микроклимат в своем учреждении. Школа и родители должны взаимодействовать друг с другом. Если общий язык есть, будет и ожидаемый результат.

Хоть я и в теме, мне не совсем корректно будет говорить, какие школы посильнее, помощнее, какие послабее. Сейчас родители стали более требовательными при выборе. Если 10-12 лет назад старались отдать ребенка в школу, чтобы за ним был просто присмотр, то сейчас обращают внимание на качество образования. Если школа не справляется, родители вынуждены обращаться к репетиторам, предпринимать еще какие-то шаги. Спрос к общеобразовательным учреждениям стал строже. И современные школы это понимают и сами стараются расти. Те же, кто будет этот вопрос игнорировать, получат в будущем проблемы.

Лидеров всегда немного, в системе образования в том числе. У нас есть, думаю, 12–15 школ, которые высоко котируются не только по области, но и в стране. ФТЛ никогда из этого списка не был исключен. Очень сильное заведение. Сказал бы, что моя школа № 93 тоже хорошая. Конечно, у нее нет тех ресурсов, которые есть у гимназий и лицеев, все-таки они работают по более углубленным программам. Но 93-я – достойная школа. Я считаю, школа № 6 также очень хорошая.

К слову, не всегда взрослые делают правильный выбор. Не всегда большая серьезная нагрузка может решить все вопросы ребенка. Возможно, у ребенка просто не хватит физического запаса, здоровья для того, чтобы работать по углубленной программе. Дети очень разные. Замечательно, когда ребенок может найти свою школу, понимание со стороны учителей, друзей, когда он может организовать свой досуг, именно свою атмосферу. И это задача современного образовательного учреждения – создать все условия для ребенка.

Татьяна Загородняя, уполномоченный по правам ребенка:

Все решает человеческий фактор, а не близость школы к дому

– Я сама закончила ФТЛ, муж закончил ФТЛ, дети закончили ФТЛ. Я лучшей школы не представляю. В этой школе совершенно другие подходы к образованию детей. Там людей заставляют раскрепощать ум. Помогают ребенку научиться думать абсолютно самостоятельно, мыслить без рамок. Когда я училась, нас никогда не ругали, если мы рисовали на полях какие-нибудь самолетики или еще что-нибудь. Говорили, что главное – результат.

Думаю, главное мое достижение в жизни – что я достаточно хорошо закончила эту школу. И дети мои там учились.

В ФТЛ у каждого учителя был свой подход, отличный от обычной школы. Конечно, мы там очень много учились, нам задавали огромное количество задач в день. Математика – гимнастика для ума. Если ты натренировал ум и стал мыслить логически, даже если ты женщина, это очень важно. Самое главное, научить ребенка всегда выходить за стандарт, искать решение там, где всем кажется, что его нет. Я ведь сама когда-то преподавала.

Каждый родитель выбирает то, что считает лучшим для детей. Есть учителя – яркие звезды, и кто-то ориентируется на них. Все решает человеческий фактор, а не близость школы к дому.

Я же еще раз могу сказать, что ФТЛ лучшая, а остальные школы – просто остальные школы.

Дмитрий Трубецков, заведующий кафедрой электроники факультета нелинейных процессов СГУ, член-корреспондент РАН:

Нужно, чтобы дети еще и думали, а не просто крестики ставили

– Я на эту тему написал на "Взгляде-инфо" довольно большую статью, в которой попытался сделать сравнительный анализ российской и американской систем образования. Мне прислал академик Нигматулин свою книгу, где рассказывает об этом. Он долгое время жил в Штатах, читал лекции.

Если говорить о саратовских школах, то разрыв в качестве образования, конечно, есть. Не надо, наверное, давать какую-то конкретную информацию и говорить, что в этих школах преподают так, а в этих не так. Это ни к чему.

Самое неприятное сегодня во всем нашем образовании – конечно, ЕГЭ. В Лицее прикладных наук, в котором я преподаю, в ФТЛ стараются, чтобы дети еще и думали, а не просто крестики ставили. В них немножко по-другому построено образование. Например, в ЛПН я читаю на протяжении двадцати лет курс "Колебания, волны, синергетика", где пытаюсь предельно развить современную научную картину мира. В других школах этого нет. Этот предмет у нас входит в число основных, он есть в аттестате.

В обычных школах в большинстве случаев все направлено на то, чтобы только сдать ЕГЭ. Конечно, есть разные лицеи, гимназии. Все определяется составом учителей, в какой-то степени наличием связей с вузами. Я могу судить только по нашему лицею. К нам идут отовсюду. В этом году мы впервые набрали седьмой класс, раньше начинали только с восьмого.

Среди хороших лицеев еще можно назвать ЛИЕН, но у него все равно своя ниша. Еще, наверное, лицей технического университета. Здесь тоже своя ниша. Все стараются готовить школьников все-таки под себя.

Как выбрать? Существует же сарафанное радио, какая школа лучше, а какая нет. Может быть, какую-то школу знают ваши знакомые, или 13-ю школу заканчивали ваши бабушки или дедушки – это тоже важно.

Не надо быть экспертом, чтобы увидеть явные противоречия. По меньшей мере складывается странное впечатление, система образования должна опираться на мнение общественности, но это явным образом не так. Почему - тема отдельного разгвора. Тут же хочется сказать одно, общий язык между чиновниками, родителями, педагогами и детьми должен быть найден в самые короткие сроки иначе мы получим Майдан на наших площадях, цитата из Резолюции II Съезда РВС:

"Новая система воспитания должна дать молодежи морально-ценностные установки, порождающие в умах и сердцах настоящую ответственность за судьбу своего Отечества. Если не сделать всего этого незамедлительно, майданы на территории РФ могут стать возможными уже в ближайшие годы. Мы не хотим, чтобы майданизация сознания наших детей (а понятно, что все майданы начинаются в головах) выхлестнулась затем на площади, породив кровопролитные мятежи и гражданскую войну. Наш лозунг — «Нет майдану в головах!»."

Мы в Саратове уже видели, как прощупывают возможность зажечь Майдан:

"Четыре юноши и три девушки тихо стояли с лентами цвета украинского флага. У них не было в руках плакатов, они ничего не кричали, правда,несколько раз принимались прыгать, но недолго и невысоко."


г. Саратов, Театральная площадь, Митинг в честь годовщины возвращения Крыма.

Остановить это можно на дальних подступах - в головах молодежи. Школа - это фронт битвы за умы поколения. Не победим мы, победят нас. Вся система образования должна измениться, встать на новые "рельсы" отвечающие вызовам нашей реальности. Сейчас или никогда.



Не вижу никаких противоречий: чиновник придерживается позиции государства - стране нужны управляемые посредственности. Потребитель хочет, чтобы из его ребёнка выросла личность. При этом в высшей степени наивно полагать, что государство ему в этом поможет.
У страны, которой нужны посредственности нет будущего. Совсем. А если чиновники, ради лишения будущего, проводят политику по воспитанию посредственностей, то задача общественности — политику подкорректировать, в т.ч. ради спасения страны, а не только ради ребенка.
Многие, в том числе Конфуций, например, с Вами не согласятся. Личность так или иначе пробьёт себе дорогу. А если каждый солдат начнёт вдумываться в то, что ему велено сделать, прежде чем исполнить приказ - ничего хорошего не получится.

Любой стране требуется очень много исполнителей. И очень немного мыслителей. Увы.
Конфуций вам сам доверил за него высказываться?
Быдлу конечно не надо задумываться, иди куда скажут и баста.
Но нам нужны граждане, каких воспитали до ВОВ, которые Победу сделали собственными руками и жизнями. Они не были быдлом, они прекрасно понимали, зачем и почему. А фашистская Германия рухнула, воспитав солдат, как вы говорите.


Edited at 2015-09-09 09:05 am (UTC)
Конфуций вам сам доверил за него высказываться?> Я просто его читал. Попробуйте почитать его труды о государстве и управлении государством, поможет.

Они не были быдлом> А почему Вы считаете, что исполнители - это было??? И потом именно в те годы митинговая активность была крайне высока, что говорит про обилие исполнителей и недостаток личностей. Личности, они на мтинги слушать не ходят. Разве что выступать ;-)
the_origins_of_victory.png

Если история ничему не учит, можно продолжать по накатанной.
Тпк или иначе — очень большая разница на выходе. Графики по ВОВ Вам тут приводили, результаты знаете.

Конфуций писал в то время, когда для обеспечения райской жизни одного человека должны были вкалывать сотни, если не тысячи. Сейчас ситуация принципиально другая.
Вы бы, всё же, прочитали, что именно он пишет... ;-)
Чиновники придерживаются позиции министерства, позиция государства отражена в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»:
«1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

Этих принципов 12 штук, из них кое как исполняются два:
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

Чем нам угрожает продолжение политики взращивания потребителей написал в посте.
А главное родители и учителя против текущего курса, у нас же демократия, если это действительно так, то решающее слово за общественностью, все будут обязаны его услышать и исполнить.
У нас не демократия, и, думаю, что Вам это известно не хуже, чем мне. Я очень надеюсь, что эксперименты с образованием в конце-концов закончастся. Если вспомнить, из какого бедлама произросла столь многими восхваляемая система советского образования (я про эксперименты 20х годов)...

Меняется идеология - образование трясёт. И трясут его, увы, не лучшие представители человечества :-(
Эксперименты 20-х - вы Макаренко имеете ввиду?

Демократия жизненно необходимо руководству страны и естественно стране, под мощным внешним воздействием. Все чиновники, кто это еще не понял, будут вынуждены осознать.

По риторике государственных мужей, как-то не особо понятно, куда меняется идеология - официально она у нас отменена.
Эксперименты 20-х - вы Макаренко имеете ввиду?> Нет, он малолетними бандитами в основном занимался... Там партия с правительством немало неследила, реформируя образование. Аж прямо с 17го гда и без особых остановок - до 30х годов. 20 лет без малого...

Демократия жизненно необходимо руководству страны > Может быть, не буду спорить. Но страна у нас НЕ демократическая.

По риторике государственных мужей, как-то не особо понятно, куда меняется идеология> Так их дело - колебаться вместе с политикой партии и правительства, а не членораздельно изъясняться. И опять же, кто сказал, что чиновники - личности? Они - исполнители. ;-)
А что сделали наши чиновники за двадцать лет и еще пол-десятка?

Edited at 2015-09-09 08:50 pm (UTC)
Выполняли распоряжения начальства. Как обычно.